Итак, Лора Белобровик-Садовская. Беларусь.

Мы сидим в Москве в грузинском ресторанчике, вокруг официанты и посетители соблюдают социальную дистанцию (он пустой практически), а мы пробуем пхали, пьем вино и делаем вид, что мир остался прежним. Лора только что закончила семинар. Она, как пишут в школьных сочинениях, «усталая, но довольная» делится впечатлениями. А я задаю свои любимые вопросы. Флористическая песочница очень маленькая, к счастью или огорчению. Если вы закончили хоть одну из известных школ флористики, если побывали хоть на одном флористическом мероприятии, на следующем вы увидите знакомые лица — это закон.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Александр Гусев

Мы с Лорой закончили лучшую школу всех времен и народов и пересекались… сейчас попробую вспомнить… Беларусь, Украина, Литва, Россия. Всегда договаривались встретиться ещё. Ну вот, не прошло и десяти лет, как благодаря карантину, никто из нас не должен убегать на самолет через пятнадцать минут. Разговор был сумбурным, мы перескакиваем от соревнований к философии, от детских воспоминаний к любимой технике и от политики к своему магазину. Диктофон старательно пишет, и через три часа я понимаю, что мы и половины не проговорили. Надо будет встретиться еще.

«А» — Айя Жагариня (Латвия), Агоп Николае (Молдова)
см. «У» учитель

«В» — время.
Я помню, Питер Хесс говорил, что хорошая работа проверяется временем. У нас же, флористов, все временно. И чаще всего, свои работы мы показываем и рассматриваем на фото. Ещё, бывает, когда мы работаем, мы пребываем в некоем состоянии и это отражается на работе и наоборот. У нас может быть эмоционально приподнятое настроение и может казаться, что ты делаешь что-то особенное! Или наоборот, может быть плохое или подавленное настроение (знаете, когда все не нравится и падает из рук), тогда кажется, что-то, что делаешь — все не то.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Юлия Гусева

Так вот! Если спустя время, ты смотришь на свою работу и она тебе нравится, то значит что-то в ней есть. Потом откладываешь фото ещё на время. Снова смотришь на фото, и если она по-прежнему тебе нравится, значит это уже претензия, и если еще раз, спустя совсем долгий срок, ты опять смотришь и она опять тебе нравится — то это уже не просто претензия, а шедевр.))

«Г» — глориоза.

— У тебя есть любимый цветок?

— Я обожаю глориозу. Этот цветок доставляет мне истинное удовольствие даже просто от созерцания. Это изящное растение, с плавными линиями и особым кокетливым очарованием! Словно парит и порхает как бабочка! Глориоза выделяется в аранжировке по-особенному, не подавляя других, а словно договариваясь с другими цветами.

Но несмотря на свою безмятежную красоту, глориоза очень нежная и ранимая. К ней нужен особый подход. Как-то на семинаре у Хесса мы работали с самопознанием и у нас было задание: выбрать из огромной массы цветов (каждый вид был в единственном экземпляре) один, который нравится, который привлекает, который выделяется для тебя и который отражает тебя. Но глориозы не было. И я выбрала фритиллярию Империал. Интересно было, как в процессе задания я узнавала себя в этом цветке и как он меня характеризует.

«Что ты можешь сказать об этом цветке»? И по сути, рассказывая про цветок, ты говоришь о себе. И что об этом цветке скажут окружающие, кто был в группе, тоже было интересно и как совпадает то, что ты говоришь и другие, или узнаёшь что-то новое о цветке (о себе).

А после этого семинара у меня был запрос от одной белорусской газеты, с просьбой охарактеризовать наших спортсменов по выбору цветов. Это был интересный опыт. Теперь, работая с клиентами, я с ещё большим удовольствием пытаюсь цветами заглянуть в душу…

«И» — инструмент.

— С каким инструментом ты любишь работать?

— С ножом. Я подрезаю цветы только ножом. Я даже сейчас пересекала границу, и в моей личной сумочке был нож. Даже без чехла. Причем я забыла про него, и обнаружила уже в отеле. Странно, как я вообще прошла все пункты пропуска.)))

«К» — каркас.

У меня в магазине есть стена, где висят каркасы. И люди заходят и зависают. «А что это? Ловец снов?» Фантазируют, реагируют. И пусть не так часто, как хотелось бы, но я делаю каркасы. На витрину выставляю один креативный букет. Если за несколько дней он не продается, я его разбираю, на обычные коммерческие букетики.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Александр Гусев

Я считаю, что к ручной работе люди должны привыкнуть. Я у себя выставляю и объекты, и маленькие работы, чтоб доступно. Объекты продаются хорошо, чему я очень рада (это моя отдушина). Часто люди приходят, со словами, «боже, как красиво!» и просто погулять у нас, вдохновиться и напитаться энергией творчества. И это уже много! А чтобы ценили и понимали, должно пройти время.

«Л» — люди.

— С какими людьми ты любишь общаться больше всего?

— С открытыми, умными, готовыми поделиться тем, чего я не знаю.

— То есть тебе нужны люди, которые лучше, чем ты? Которые могут тебе дать?

— На самом деле это взаимный процесс. И самый гармоничный для меня собеседник — это с которым происходит обмен. Он дает и получает — и я даю и получаю. Это так естественно, но часто так недосягаемо со многими людьми.

«М» — магазин.

Недавно мы открыли свой магазин. Мы, наверное, полгода к этому готовились. Потому что начинали с того, что не знали, как его назвать. Муж настаивал назвать поименно. Но когда дело дошло, оказалось, что он имеет в виду Садовская (это моя фамилия теперь, которую я взяла от мужа). — Белобровик? Ты о чем вообще? Садовская!

Настаивал муж… воевали пол года. Мне пришлось уступить. Мы открылись в респектабельном районе, и пока всё идет по нарастающей. Магазин у нас не очень большой, 50 метров, из них рабочая площадь около 35. Он не в ТЦ, в жилом доме. Спальный район, непроходное место, и мы это знали, но нам так понравилось это место… Отдельный вход, с парковкой и совсем рядом с нашим домом.

Все что я хотела, там есть. Кроме одного — проходимости. Мы работаем фактически на людей, которые живут в этом районе. Я много сейчас работаю, пока мы все не наладим. Весь прошлый год я каждый день проводила в магазине, и к весне у меня уже стала появляться легкая депрессия, поскольку творчество отошло на задний план, семья и магазин — всё. Если так и дальше будет длиться — то это не мой выбор. Плохо, когда нет творчества и свободы в той мере, в какой нужно.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Юлия Гусева

Но все идет потихоньку, это развитие. Оно есть, но оно небыстрое. С учётом нашей ситуации в стране, сейчас всем непросто. Но надо пережить и продолжать, пока есть силы. Сейчас мы активно занимаемся сайтом и это, как оказалось, интересно. Во всем можно найти интерес. Время покажет.

«П» — преподавание.

— Расскажи, что ты сейчас делаешь в Москве.

— Меня пригласили в школу «Флореаль Центр» с техникой «Флористика под стеклом», все студенты были учениками этой школы. Семинар длился 2 дня, первый день букеты, второй — объекты и композиции. Хороший получился семинар, студенты, атмосфера. Я конечно волновалась, как всегда, но получила истинное удовольствие. И это первая школа, из тех, где я преподавала, где есть все. У Лидии Ивановны есть все! Ты себе только представишь, а у нее это есть! Правда, я их все равно удивила — таких инструментов, как у меня, у нее нету. Ювелирные дыроколы по металлу, например.

«С» — спираль.

— Помнишь свой первый букет? У тебя сразу получилось?

— Ой, нет, конечно. Помню свою первую спираль — из тюльпанов. Это был семинар с Николаем Агопом. И я никогда прежде не держала в руках живые цветы. До этого меня учили на палочках собирать спираль (смеётся). Но это правда. До Николая, я проучилась три месяца у учеников, которые учились у тех, кто закончил Рижскую школу! И меня отправили к Николаю. Тогда же на занятия надо было приходить и со своими инструментами, и со своими цветами. А мне тюльпаны понравились. Взяла. Как я мучалась! Они уже все обмякли, а Николай стоит надо мной молча и не помогает. Злится. Ждет. Но собрала!

«Т» — техника.

— А какая твоя любимая техника во флористике?

— Да много техник мне нравится. Я вообще люблю различные технические приемы и экспериментировать люблю. Но наверное сейчас, моей любимой техникой является «флористика под стеклом». С удовольствием рассказываю на семинарах, как её применить. И смотрю, что многие мои ученики стали преподавать эту технику.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Юлия Гусева

«У» — учитель.

— Давай поговорим об учителях. Кто тебя сделал флористом?

— Николае Агоп был моим первым учителем. Он тоже всегда бил на технику, трудолюбие, трудоемкость. На дизайн. Я же не пропускала ни одного семинара с Николаем, он приезжал по пять раз в год. Я три года у него училась вот так, интенсивно.

— А Айя?

— Да. Айя, Агра, Марта… И каждая принесла что-то свое. Я тогда сделала первый шаг на пути к тому, что-то, чем я занимаюсь, может приносить удовольствие. Все, что мы делали в рижской школе, мы делали через расслабление. Во всяком случае, для меня подача была такая.

«Ф» — фата, или как я стала флористом.

В Молдове у нас сеть свадебных салонов, и я, наверно, с семи лет помогала маме. Тогда мы начинали с одного бутика на километровом рынке. В те времена, когда мы открывали свадебный салон, каждый занимался отдельно взятым ремеслом. Кто-то делал только веночки (из ткани — тогда модно было). Моя бабушка платьями занималась, а мама — фатами (и у нее это всегда был дизайн, соответствующий платьям).

Была очень сильная конкуренция и приходилось всегда что-то изобретать интересное, так как проламывать людей, как это делали конкуренты, мы не умели. Мы выходили с какими-то креативными вещами, которые придумывали, они продавались и потом их копировали. Мы снова что-то придумывали. Так, благодаря маме, я ко всему подхожу творчески.

Как-то раз, даже помню, как мне хотелось удивить маму и я решила к ее приходу сделать такую фату, такую! Разложила ее по ковру и самыми мелкими бусинками выложила по рисунку, на клей пва. Целый день ковырялась, пришла мама и сказала: «Кошмар, что ты сделала с ковром». Но! Именно эта фата продалась очень дорого и быстро. И потом я ещё много таких сделала.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Юлия Гусева

А когда я приехала в Беларусь, то устроилась в свадебный салон, узнать ментальность, посмотреть, как люди работают. Я там три дня проработала, и каждый день по дороге на работу ломала каблук. Новый день — новая обувь, сломанный каблук. И на третий день я немного напряглась и поняла, что это точно знак, и мы распрощались, обе с владелицей напуганные. Но в этом салоне я нашла свадебный журнал, и там были цветочки, я не знала, что такое флористика, но меня повело, просто повело.

«Ч» — что такое «хорошо» и что такое «плохо».

— Лора, назови не задумываясь, три своих хороших качества.

— Трудолюбие. Целеустремленность. Чувствительность.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.
Фото: Александр Гусев

— А плохих?

— Требовательность к себе и окружающим, как следствие неуверенности и стремления к совершенству. Это и есть перфекционизм, из которого вытекает самоедство и недовольство. Учусь любить и получать удовольствие от себя, того что я делаю.

Обидчивость (я работаю над собой и когда чувствую, что обижаюсь, понимаю что за этим кроется какое-то желание, связанное с кем-то и что я почему-то жду, что другие обязательно должны мне). Останавливаюсь и учусь договариваться. Это зона моего развития.

И… Вот удивительно, я и поверить бы не могла, что мне будет легче назвать свои лучшие качества!

«Ш» — шестое место.

Я всегда должна была побеждать, я нацелена на победу. Если показ, то лучший, если конкурс — то первое место. Но один раз я не победила. На чемпионате России. Шестое место. Я знала, что я сделала хорошие конструкции, но я совсем не тренировалась. Был тяжелый был период в жизни, болезненные отношения, которые отнимали всю силу и энергию. Понимала уже за месяц, что не могу подготовиться должным образом. Но компания проЦветы оказала мне большое доверие и спонсировала мое участие. Я не могла отказать уже. Знаю, что тогда сделала все, что могла.

Но в итоге, в напряжении было не до творчества и я не продумала состав цветов и не тренировалась с цветами. И уже на конкурсе, экспериментируя на месте, не успела сделать, что хотела. Не рассчитала силы и время. Там завяла половина цветов, негде было хранить их. Для меня это был очень большой стресс. Я несколько месяцев была просто в глубокой депрессии, грызла себя и казнила, что не справилась. Но это был опыт. Очень Хороший опыт. Но я хочу и буду продолжать участвовать. Характер.

«Я» — я поменялась.

Флористический алфавит от Лоры Белобровик-Садовской.

А знаешь, что интересно. Если ты сменишь фамилию, как все говорят, то многое может поменяться. И если разобрать фамилию и имя, то вот Белобровик это мощь, сила, стремление, а Садовская она сильная и простая. И я действительно стала намного проще, со мной стало легче разговаривать, я стала более открытая. Раньше 99% людей мне говорили, что боялись ко мне подойти и со мной заговорить. А сейчас — проще, мягче. Сейчас уже по-другому. Замужество стало переломным моментом в моей жизни. Я и в себе это заметила. И рада.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here